Профессиональный стандарт педагога — это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Минтрудом России 31.01.2022 г. подготовлен проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)". В случае утверждения вступит в силу с сентября 2022 года и будет действовать до сентября 2028года. Прежний профессиональный стандарт "Педагог", принятый в 2013- году, признан утратившим силу. В новом стандарте теперь зафиксированы два основных уровня квалификации школьных педагогических работников (учителей): уровень 5 (А) уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы).Уровень 5 подразумевает следующие трудовые функции: педагогическая деятельность по реализации программ начального (основного, среднего) общего образования на основе типовых схем и шаблонов. Уровень 6 предполагает три типа трудовых функций:
1. Педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях.
2. Педагогическое проектирование программ начального (основного, среднего) общего образования.
3. Педагогическая деятельность по решению стандартных задач программам начального (основного, среднего) общего образования.
В зависимости от уровня различаются требования к образованию и обучению учителей: Для уровня 5 достаточно иметь справку о периоде обучения, подтверждающую успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года обучения по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки. для уровня 6 необходимо -или высшее образование по группе специальностей (направлений подготовки) «Образование и педагогические науки»; -или высшее образование и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки, предоставляющие право ведения педагогической деятельности; -или среднее профессиональное образования — программы подготовки специалистов среднего звена по группе специальностей «Образование и педагогические науки».
В новом стандарте появились требования к владению и использованию цифровых технологий и инструментов. Современный учитель теперь обязан обладать следующими умениями:
1- владеть навыками в сфере информационно-коммуникационных технологий, в частности, уметь пользоваться ресурсами информационной образовательной среды и цифровых технологий;
2 - владеть методами подготовки и проведения мероприятий с использованием видеосервисов, проводить видеоконференции, использовать необходимое для этого оборудование;
3 - использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач развития обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей;
4 - использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации, владеть методами цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса на основе норм информационной безопасности;
5 - использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации;
6 - использовать средства цифровой коммуникации с учениками и их родителями, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных;
7 - применять электронные образовательные ресурсы и цифровые технологии в учебно-воспитательном процессе;
8 - вести документацию в электронном формате;
9 - придерживаться индивидуального подхода в применении цифровых ресурсов, дистанционных технологий и методов электронного обучения, а также для работы с детьми с ОВЗ.
Что касается преподавания в целом, то проект предполагает, что учителя должны уметь:
- формировать у учащихся (в том числе с ОВЗ) общие навыки по использованию информационно-коммуникационных технологий;
- обучать школьников информационной безопасности, учитывая их возрастные особенности;
- использовать информационно-коммуникационные технологии в познавательной и творческой деятельности учеников, а также применять подходящие предметам обучения ресурсы и сервисы;
- применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения.